Аннотация. Автором раскрывается зависимость процессов
качественного преобразования подготовки квалифицированных рабочих от уровня
профессионализма руководящего персонала профессионально-технических учебных
заведений, развитие которого базируется на их информационно-аналитической
компетентности. Это требует целенаправленной разработки обучающих технологий,
которые возможно использовать в процессе самообразования.
Качество
образования находится в прямой зависимости от уровня профессионализма
педагогического коллектива и эффективности управления учебным заведением.
Тенденции преобразований в системе профессионального образования и обучения
(интеграция профессий, переход на подготовку квалифицированных рабочих по новым
стандартам, разработанным на компетентностной основе, информатизация учебного
процесса и т. д.) требуют постоянного развития профессионализма руководящего
персонала профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ). Анализ
квалификационной характеристики управленца (менеджера) и его профессиограммы
показал, что структуру их профессионализма необходимо рассматривать как сложное
интегрированное образование, слагаемыми которого является система знаний,
умений, навыков и субъективно-личностных качеств. Очевидно, что профессионализм
рассматриваемой категории руководителей ПТУЗ базируется на компетентностной
основе. Особого внимания исследователей, с нашей точки зрения, заслуживает
информационно-аналитическая компетентность (ИАК), которая лежит в основе его
информационно-аналитической деятельности (ИАД) и выступает атрибутом
профессионализма управленцев. Ее суть заключается в получении, использовании,
распространении (передачи) и сохранении информации, применении разных методов
анализа на всех этапах выявления, обработки и создания; оценивания внешних и
внутренних факторов функционирования системы управления учебным заведением.
Качественный
анализ кадрового состава руководителей профессионально-технических учебных
заведений свидетельствует о том, что основное большинство из них в процессе
обучения в школе и в высших учебных заведениях не изучали информатику как
учебную дисциплину, испытывают трудности в использовании информационных
технологий. Программами переподготовки этой категории специалистов также не
предусмотрена целенаправленная работа по развитию у них ИАК.
В
процессе исследования заявленной проблемы нами было выявлено, что руководители ПТУЗ
имеют достаточно «размытое» представление о морфологии (строении) этого
образования, информационно-аналитических знаниях и умениях, что снижает
результативность управленческого труда и усложняет целенаправленное внедрение
современных информационных технологий в систему профессионального образования и
обучения. В связи с этим возникла необходимость разработки обучающих технологий
самообразования руководящего персонала ПТУЗ, использования для этого потенциала
областных учебно-(научно) методических центров профессионально-технического
образования, формирования информационной среды на региональном уровне
управления ПТУЗ.
Немає коментарів:
Дописати коментар